Психологический тренинг «Коррекция детских страхов в стиле Хэллоуин»
Все слышали о празднике Хэллоуин. Кто-то его не воспринимает, кто-то веселится, а кто-то испытывает страх. И для специалистов отделения социальной реабилитации есть повод поработать… с детскими страхами.😈
Итак, так как мы используем тематику Хэллоуина, то работать будем с летучими мышами, пауками и тыквами при помощи творчества и арт-терапии.
Пихологом Суховой Ю.Н. была проведена диагностика детей с использованием методик выявления детских страхов А.И. Захаровой и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», а также проективной методики А.И. Захаровой «Мои страхи». Данные результаты и стали основой психологического тренинга.
Дети и взрослые подопечные с удовольствием занимались подготовкой к Хэллоуину: плели паутину, мастерили из ткани пауков и летучих мышей, изготавливали тыквы из картона. Создание страшного образа (в том числе рисунки на лице и подбор костюма) является эффективной техникой избавления от страхов.
Были использованы интересные и полезные упражнения:
1. Упражнение «Что я вижу в темноте»
Детям предлагается вспомнить свои ощущения перед тем, как они засыпают. Рассказав о своем состоянии, дети нарисовали то, что они видят в темноте (то, что им кажется). Красками и карандашами дети прорисовывали детали. Чтобы пугающий образ перестал быть страшным, можно его изменить, подрисовав улыбку, бантики, подарки. Так происходит трансформация страха.
2. Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами» проводится с использованием песочной терапии.
3. Упражнение «Отпускаем страх»
Ребенок выбирает воздушный шар любого оттенка. Надувая его, психолог спрашивает у ребенка, какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то желательно надуть его максимально. Ребёнок может надуть шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Мысленно представляя страх и взяв в руки шарик с якобы этим страхом, ребенку предлагается выйти на улицу и выпустить его со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай!»
Детские страхи. Что же это такое и как с ними бороться?
Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребёнку успокоительные препараты.
Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой.
Третьи же начинают ругать и даже наказывать ребёнка, полагая, что все страхи ребёнок выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.
И только малая часть родителей принимает грамотное решение, обращаясь за квалифицированной помощью детского психолога. И это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз.
Что же такое страхи и какова природа их происхождения? Страх – это эмоциональная реакция психики на воздействие угрожающих факторов. Однако, как показывает психоанализ детских страхов, специфика страхов такова, что реальной угрозы, как правило, не существует, а возникновение страхов обусловлено очень богатым и ярким детским воображением.
Детские ночные страхи могут быть вызваны фильмами ужасов. Зачастую кажется, что ребёнок занят своими делами и не обращает никакого внимания на происходящее на экране. На самом деле это впечатление очень обманчиво – ребёнок, словно губка, впитывает всю информацию извне. А так как ребёнок не всегда до конца способен отличить правду от вымысла, это и приводит к возникновению страхов. Поэтому очень важно прорабатывать детские страхи, чтобы они прошли бесследно и никак не повлияли на будущую жизнь ребёнка.
Психологический тренинг «Коррекция детских страхов в стиле Хэллоуин» прошел, как отметили юные подопечные «очень весело и страшно!», но в тоже время эффективно.
Отметим, динамика преодоления страхов у каждого ребенка разная, что зависит от степени включенности в занятие, от индивидуальных особенностей маленького подопечного и его уровня тревожности.